Разделы программы
1. Целевой раздел образовательной программы.
1.1. Пояснительная записка
стр.
4
4
1.2. Цель и задачи реализации Программы
5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
5
1.4. Значимые для разработки и реализации программы
характеристики
6
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
2. 2.Содержательный раздел программы
2.1. Содержание программы в соответствии с возрастом ребенка
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
7
8
8
34
35
2.4. Контроль и оценка результатов освоения программы
35
3. Организационный раздел программы
36
3.1.Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
36
3.2.Учебно-методическое обеспечение
37
3.3.Организация образовательной деятельности
38
3.4.Сетка образовательной деятельности
38
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного
воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством
развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и
является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний.
Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие
художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию
художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа,
который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью,
гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так
и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам
выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством
искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей
дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого
раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как
содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой
систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие,
познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях
эстетического освоения мира.
Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи
видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической
апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от
овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые
ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина
B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами
художественного объекта.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного
наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа
адекватными выразительными средствами. Движение от простого образапредставления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как
единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного
осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и
духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство
формирования эстетического отношения к миру и художественного развития
средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в
эстетической деятельности.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного
образования от 17.10.2013, приказ №1155;
Уставом МБДОУ д/с № 22 «Сказка» г.Сальска
Основной образовательной программой МБДОУ № 22 «Сказка» г. Сальска
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
(изобразительная деятельность) направлено на достижение целей формирования
интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение
потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:
•
развитие продуктивной деятельности детей;
•
развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Дополнительная общеразвивающая программа «Красочный мир» носит
инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством
различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование
пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография,
монотипия, пластилинография и т.д.). Новизной и отличительной особенностью
программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров,
пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание
свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических
действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к
окружающему.
Занятия изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных
материалов полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке,
где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. На занятиях
применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного
художественного образа.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования
детей по художественно-творческому развитию.
1.2.
Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности
детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными
материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и
нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Задачи:
1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с
использованием различных материалов.
2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться
красоте природы, произведений классического искусства.
3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов
и явлений окружающей деятельности.
4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать
сочетание цветов.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
1.3.
Принципы и подходы к формированию программы
1) Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью
дошкольного образования является развитие ребенка.
2) Принцип научной обоснованности и практической применимости.
3) Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей.
4) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
5) Принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания
программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в
данный момент времени;
6) Принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач
эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от
близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
7) Принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с
постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
8) Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
9) Принцип развивающего характера художественного образования;
10) Принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы
отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественноэстетической деятельности:
1) Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
2) Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной
деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных
возрастов;
3) Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской
активности;
4) Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
5) Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание
человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
6) Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
7) Принцип организации тематического пространства (информационного поля) основы для развития образных представлений;
8) Принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
9) Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и
деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной
открытости).
1.4.
Значимые для разработки и реализации программы
характеристики
Возрастная характеристика, детей 5-6 лет
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать
предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной
формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают
основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой
цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть
самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей,
иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут
отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека
становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить
о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью.
Возрастная характеристика, детей 6-7 лет
В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся
различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают
технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы:
принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и
т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие
способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще
более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза,
рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры.
Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к
спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к
речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая
мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит
творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той
же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей
деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению
представлений о себе и своих возможностях.
1.5.
Планируемые результаты освоения Программы
Старший возраст (5 – 7лет)
К концу года дети могут
виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика).
рисования пальчиками
оттиск смятой бумагой
рисование ладошкой
владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик,
кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с
использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, «мозаичное»
рисование, пластилиновая графика)
особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий.
различать виды изоискусства;
смешивать краски для получения новых оттенков.
передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий.
сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы.
рисовать самостоятельно.
Перспективный тематический план работы для
детей 5-7 лет
(СТАРШАЯ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Месяц
Сентябрь
Сентябрь
Дата
Тема
Содержание
01.09.2023
04.09.2023
Осенние пейзажи
(рисование по
сырому)
Учить
отражать
особенности
изображаемого предмета, используя
различные
нетрадиционные
изобразительные техники. Развивать
чувство композиции, совершенствовать
умение работать в разных техниках.
08.09.2023
Волшебные
Познакомить с техникой печатания
11.09.2023
листочки
листьями. Развивать световосприятие
Учить смешивать краски прямо на
листьях или тампоном при печати.
Сентябрь
15.09.2023
18.09.2023
Сентябрь
22.09.2023
25.09.2023
В нашем саду
листопад
«Букет цветов»
Учить детей рисовать кисточкой
способом «примакивания», меняя цвет
краски, закреплять умение правильно
держать кисть, набирать краску на ворс,
промывать кисть. развивать умение
различать и называть цвета.
Рисунок по мятой бумаге —
оригинальный приём прорисовки
объёмного изображения по изгибам
предварительно смятого, а затем слегка
разглаженного листа бумаги.
Сентябрь
29.09.2023
«Осенний дождь»
Пушистые животные
(тычок жесткой
Октябрь
Октябрь
02.10.2023
06.10.2023
09.10.2023
Октябрь
13.10.2023
кистью)
Совершенствовать умение детей в
различных изобразительных техниках.
Учить,
наиболее
выразительно,
отображать в рисунке облик животных.
Развивать чувство композиции.
Создание тени изображения с помощью
набрызга на шаблон или трафарет.
«Волшебные бабочки» Многослойный набрызг с использованием
нескольких шаблонов разного размера,
поэтапное их выкладывание и усиление
интенсивности набрызга с каждым слоем
(последний слой краски самый тёмный).
Фруктовая мозаика
(восковые мелки,
акварель)
Продолжать
учить
составлять
натюрморт из фруктов, определять
форму, величину, цвет и расположение
различных частей, отображать эти
признаки в рисунке. Упражнять в
аккуратном закрашивании изображений
фруктов восковыми мелками, создании
созвучного тона с помощью акварели.
Кошка и котята
Закреплять знания о внешнем виде
16.10.2023
Октябрь
Проступающий рисунок — изображение
рисуется восковыми мелками на белой
бумаге, затем закрашивается верхним
слоем акварели одного или нескольких
цветовых оттенков.
20.10.2023
животного.
Учить
всматриваться
в
23.10.202
особенности
движения,
шерстки,
выражения глаз и др. Воспитывать
доброе отношение к животным. Учить
строить
композицию,
используя
различные материалы для создания
выразительности образа.
Октябрь
27.10.2023
В подводном мире
(рисование
ладошкой, восков.
мелками и
акварелью)
Совершенствовать
умение
в
нетрадиционной
изобразительной
технике (восковые мелки + акварель,
отпечатки ладоней). Учить превращать
отпечатки ладоней в рыб и медуз,
рисовать
различные
водоросли.
Развивать
воображение,
чувство
композиции.
Рисунок по мокрой бумаге: Используя
Октябрь
30.10.2023
«Белка на веточке»
широкую кисть или губку, плотный
альбомный лист смачивается чистой
водой, затем кистью рисует изображение.
Для прорисовки деталей нужно подождать
пока рисунок подсохнет, набрать краску и
густым мазком с помощью кисти
нарисовать.
Рисование
Ноябрь
03.11.2023
«Совы и филины»
пальчиками
позволяющий наиболее ярко передавать
изображаемый
объект,
характерную
фактурность его внешнего вида. На
предварительно затонированный лист
бумаги приклеиваем ветку из цветной
бумаги, рисуем на ней кору и с помощью
пальчиков рисуем птиц.
Познакомить
Ноябрь
06.11.2023
«Зимние узоры»
(граттаж)
Ноябрь
27.11.2023
10.11.2023
«Ветка
рябины»
«Зимний
лес»
(рисование
(кляксография)
пальчиками)
Ноябрь
13.11.2023
«Хвойный лес»
губкой,
с
нетрадиционной
изобразительной
техникой
чернобелого
граттажа.
Упражнять
в
использовании
таких
средств
На
лист
бумаги
брызнуть
каплю
выразительности, как линия, штрих.
коричневой
краски.рисовать
С помощью
Закрепить умение
деревья.
трубочки
раздуть
краску
в
Развивать чувство композиции. разных
направлениях, превращая кляксу в
контуры ветки, дорисовать с помощью
Учить детей рисовать предметы,
состоящие
из
сочетания
создавать композицию,
линий,
развивать воображение, воспитывать
любовь к живой природе.
Ноябрь
17.11.2023
«Превращение
ладошки»
Ноябрь
Совершенствовать
умение
делать
отпечатки ладони и дорисовать их до
определенного
образа.
Развивать
воображение, творчество.
Продолжать знакомить детей с жанром
20.11.2023
24.11.2023
«Портрет мамы»
портрета.
Закреплять
умение
изображать лицо человека, пользуясь
различными
приемами
рисования
сангиной, графически выразительными
средствами.
Развивать
чувство
композиции.
кисточки.
Пропечатать ягоды ватными палочками.
01.12.2023
Декабрь
Декабрь
Декабрь
«Снежинки»
04.12.23
08.12.2023
11.12.2023
Познакомить с техникой рисования
восковыми мелками, закреплять умение
аккуратно закрашивать лист акварелью,
воспитывать эстетическое восприятие.
«Сказочный
пингвин»
Развивать у детей воображение, интерес
«Волшебные
краски»
Продолжать
к результатам рисования, понимать
рисунок,
как средство
передачи
впечатлений.
знакомить
детей
со
свойствами акварели (прозрачные,
любят воду), техникой рисования помокрому,
знакомить с новыми оттенками,
развивать творческое воображение,
воспитывать интерес и положительное
отношение к рисованию.
Декабрь
Закреплять умение рисовать предметы
15.12.2023
«Зимняя сказка»
18.12.2023
округлой формы, прямые и волнистые
линии,
-развивать воображение, память,
Декабрь
20.12.2023
«Зимнее дерево»
25.12.2023
(рисование на
мокрой и мятой
бумаге)
Лист бумаги смочить кистью и чистой
водой. По мокрой поверхности нанести
разведённую водой синюю акварель.
Смять рисунок в комок. Разровнять
лист бумаги,
дорисовать сугробы и снег на ветках.
Продолжать учить детей делать тычки
Декабрь
Январь
29.12.2023
12.01.2024
«Зайчик»
«Птицы
волшебного сада»
жесткой полусухой кистью внутри
контура, -развивать умение слушать
потешку и имитировать движения зайца
по ходу текста, -воспитывать любовь к
родной природе.
Продолжать закреплять знания детей о
дымковской
росписи.
Развивать
цветовое восприятие, чувство ритма.
15.01.2021
Январь
«Натюрморт»
19.01.2024
22.01.2024
Январь
26.01.2024
29.01.2024
«Разные-разные
голубые, красные,
синие, зеленые
воздушные шары»
Закреплять
натюрморт,
составляющие
Упражнять в
палочками.
композиции.
умение
составлять
анализировать
его
и их расположение.
рисовании ватными
Развивать
чувство
закреплять умение рисовать предметы
округлой формы, прямые и волнистые
линии,
-развивать воображение, память,
-создать праздничное настроение
Февраль
02.02.2024
Февраль
Бабочки
(монотипия)
Познакомить с техникой монотипии.
Познакомить с симметрией. Развивать
пространственное мышление.
Волшебные цветы
Закреплять умение рисовать необычные
цветы, используя разные приемы
работы
пастелью.
Развивать
воображение,
чувство
ритма,
световосприятие.
Теория «знакомства
с технологией
батиком»
Технология батика. Учить детей
правильно наносить, акриловую краску
на свою работы, учить правильно,
сочетать цветовую гамму.
05.02.2024
Февраль
09.02.2024
Февраль
12.02.2024
Февраль
16.02.2024
«Подарок для
папы»
«Иней покрыл
деревья»
19.02.2024
Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами,
необходимыми
для
работы
в
нетрадиционных
изобразительных техниках. Закреплять
умение
выбирать
самостоятельно
технику и цвет.
Учить детей изображать картину
природы, передавая строения разных
деревьев. Учить рисовать материалами по
выбору детей. (Восковые мелки, свечи,
краски акварельные) Бумага белая
формата А-4, восковые мелки,
акварельные краски, кисти, свечи,
иллюстрации и образцы.
Февраль
26.02.2024
«Пуховый платок»
Воспитывать у детей уважение и
интерес к труду мастериц-вязальщиц,
показать детям особенности открытого
и полуоткрытого узора, графическое
изображение узора каймы и платка.
Вырезанные формы квадратной формы,
чёрная тушь, заострённые палочки или
зубочистки,
фотографии
прялок,
оренбургские платки.
Март
02.03.2024
«Космический сон»
05.03.2024
Март
09.03.2024
«Портрет мамы»
Создание
космических
пейзажей,
образа звездного неба, используя
смешения красок и набрызг.
Продолжить
с
жанром
изобразительного
искусства
–
портретом
передача
особенностей
внешнего
вида,
настроения
характера, конкретного человека мамы,
используя для реализации замысла
восковые мелки.
Март
«Какого цвета
весна»
Активизировать технические навыки
работы с гуашью и акварелью,
используя нетрадиционные приемы в
рисовании
«Путешествие в
подводное царство»
Закрепить с детьми умение рисовать
тычком по
12.03.2024
Март
16.03.2024
Март
контуру,
развивать
творческие
способности,
умение
дополнять
рисунок мелкими деталями.
«Золотая рыбка»
19.03.2024
23.03.2024
Знакомство с нетрадиционной техникой
рисования – воздухом через трубочку
(растения на морском дне). Закреплять
умение размазывать пластилин по
поверхности деталей, начиная
с
контура. Для украшения рыбьей чешуи
предложить
использовать
ракушки.
Развивать
творческие
способности.
Учить изображать пушистого детёныша
Март
26.03.2024
30.03.2024
«Пушистые
детеныши
животных»
животного в какой-либо позе или
движении: формировать представление,
что отличие детёныша от взрослого
животного не только в величине, но и в
пропорциях других частей тела; головы и
туловища, туловища и ног; учить
использовать при изображении шерсти
животных жёсткой кистью разного вида
штрихи — прямые, волнистые,
закруглённые и вертикальные. Тычок
жёсткой кистью, оттиск скомканной
бумагой, поролоном
Апрель
02.04.2024
«Роза для мамы»
Цель:
Заинтересовать
детей
выполнением
оригинальной
аппликации в подарок маме. Побуждать
проявлять больше самостоятельности
при
подборе
цветов
салфеток,
добавлять свои
детали
к
уже
имеющейся розе (сердечко, имя мамы и
т. д.). Развивать мелкую моторику рук.
Освоение
Апрель
06.04.2024
«Сказочная птица»
09.04.2024
техники
симметричного,
силуэтного вырезывания, используя
разнообразные способы прикрепления
материала на фон, для получения
объемной аппликации.
Упражнять детей технике рисования
Формировать
умение
создавать
ладошкой,
пальцем,
тычком.
Обогатить
Апрель
20.04.2024
13.04.2024
Апрель
творческий опыт
путем
совмещения
фантастические
образы.
Передача
нескольких
средств изображения
движений
в композиции.
Изображениеморя
и
его птиц
обитателей.
Развивать
диковинных
и зверей.
(КЛЯКСОГРАФИЯ)
воображение,
желание
создать
Белая бумага А4, тушь, палочки для
композиции, дополнить ее деталями.
рисования.
Способствовать возникновению
у
Кляксография
с
трубочкой,
детей чувства радости от полученного
результата.
«Звери, птицы,
«Мынебылицы»
рисуем море»
Воспитывать
целеустремленность,
самостоятельность.
«Северное сияние»
Апрель
16.04.2024
Воплощение
творческого
посредствам выполнения
нетрадиционной технике.
замысла
работы
в
дорисовывание зубочистками.
Вызвать интерес к
23.04.2024
Апрель
27.04.2024
«Радуга»
экспериментальному (опытному)
освоению цвета. Закрепит знания детей с
тёплыми и холодными цветами. Закрепить
представление о семи цветах радуги.
Развивать чувство цвета.
Бумага белая формата А-4, акварельные
краски, кусочки поролона для смачивания
бумаги.
Учить передавать особенности
30.04.2024
«Театр»
Апрель
конструкции театрального здания и его
архитектурных деталей — колонн,
фронтона, широкой лестницы, арочную
форму окон и дверей. Учить детей
ориентироваться на крупные части здания
при размещении окон и дверей для
достижения симметрии в их
расположении. Воспитывать чувство
любви к историческим зданиям.
Иллюстрации, фотографии с
изображением разных зданий. Бумага
белая формата А-4, карандаши, цветные
мелки.
Обучение
детей
технике рисования.
Май
04.05.2021
нетрадиционной
«Звездное небо»
07.05.2021
Май
Самостоятельный
выбор
копировальной бумаги.
11.05.2024
«Волшебный
рисунка.
Учить работать аккуратно, соблюдать
цветок»
Май
Развивать
14.05.2024
«Бабочка
красавица»
Май
порядок на рабочем
художественный
вкус,
фантазию и воображение. Развивать
координацию движений и мелкую
моторику рук.
Знакомство с русской матрёшкой, как
18.05.2024
21.05.2024
«Разноцветные
матрёшки»
видом
творчества.
декоративно-прикладного
Заключение
Итак, обучение дошкольников рисованию на занятиях нетрадиционными
способами в настоящее время имеет важное значения. Нетрадиционное рисование
позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к
художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет
детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Методическое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного
курса, предполагают наличие:
столы;
стулья
мольберты
Расширять знания о временах года,
Май
25.05.2024
«Одуванчик вдруг
28.05.2024
расцвёл»
Нетрадиционные техники:
развивать эстетическое восприятие.
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой.
Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и
акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж, цветной
граттаж, кляксография, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев,
тиснение, монотипия пейзажная, вышивание на бумаге, батик, декупаж, валяние
шерстью, рисования шерстенными нитками.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
–ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктельные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо
вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею
по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким
образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация
фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие
листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого
цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю
кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на
бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После
работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем.Материалы: салфетки либо цветная
двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не
станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными:
от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого
бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага
любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие
мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет,
меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить
другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой
бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок
мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на
одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы
выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не
высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем
изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких
украшений.
Черно-белый граттаж.
(грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть,
черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или
зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь
был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо
зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания
палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску,
выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из
трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни
бумаги. При необходимости процедура повторяется.
Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек
плотного картона либопластика (5´5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на
кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой.
Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно
опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает
листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает
его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.
Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно
дорисовать кистью.
Тиснение.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с
рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса,
монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым
карандашом то, что хочет. Если нужно создать много
одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно
использовать
шаблон
из
картона.
Затем
под
рисунок
подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок
раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки
можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно
раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая
кисть, мисочки для гуаши, палочка сзаточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой
лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист
закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После
высыхания
палочкой
процарапывается
рисунок.
Далее
возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная
симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка,
кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает
лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на
другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).
Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели
высохнуть.
Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается
влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него
сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее
отличался от отпечатка. Для монотипии также можно
использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю
наносится рисуноккраской, затем она накрывается влажным
листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Методическое обеспечение
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская
программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с.,
16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного
возраста: Нетрадиционныетехники, планирование,
конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –
программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера,
2002.-192с.
4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз»,
2001.-264с
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском
саду» М. ,2012
6. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева
Академия развития 20067.«Яркие
ладошки» Н. В. Дубровская «детствопресс» 2004
8. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-
пресс» 2003
9. Педагогический опыт,опубликованный в журналах дошкольное
воспитание
10. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru» и т. д
11. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование
методом тычка с
детьми 3-7 лет»
13.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду- М. :Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
14.Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционныетехники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ
«Сфера» 2006 год - (Серия
«Вместе с детьми»).